Литература

В связи с размытостью понятий «змей» и «дракон» в литературе можно встретить работы, называющие предмет своего исследования и тем, и другим словом.

Тематическая сортировка и пополнение библиотеки в процессе. Сейчас работы отсортированы в хронологическом порядке.


М. В. де Виссер «Дракон в Китае и Японии»
Амстердам, 1913

Ernest Ingersoll «Dragons and Dragon Lore»
Payson & Clarke Ltd., New York, 1928
Комплексное исследование мифологии дракона в мировом масштабе. Ингерсолл уделяет внимание рождению и распространению дракона на материале мифов Индии, Кореи, Японии, Китая, Уэльса и английской легенды о святом Георгии.

Скалон К. М. «Изображение дракона в искусстве IV-V веков»
Сообщения Государственного Эрмитажа. 1962. Вып. XXII.
Описана золотая фигурка драконовидного чудища из Каряжского городища V-VIII вв. н.э. Она сравнивается с рядом аналогичных археологических находок: фигурами из кургана в урочище Кара-Агач в Центральном Казахстане, гривной из склепа на Госпитальной улице в Керчи, золотым браслетом из станицы Сенной на Тамани.

С. Б. Арутюнян «Мифологический образ солнца в загадке о лампаде» (+pdf)
Историко-филологический журнал. НАН РА, 1976
Рассматриваются армянские и другие (турецкие, туркменские, пр.) варианты загадки о глиняной лампаде с фитилем, ассоциируемой с водоёмом, из которого выходит змея с огнём или драгоценным камнем в пасти.

А. М. Беленицкий, В. А. Мешкерис «Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии» (+pdf)
Советская археология, 1986
Авторы рассматривают обширный археологический материал с образом змеи-дракона от мезолита до раннего средневековья, отдельно останавливаясь на образах из Пенджикента, Варахши и Шахристана.

Я. В. Чеснов «Дракон: Метафора внешнего мира» (+pdf)
Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986
Статья объединяет мифологический материал разных культур и эпох в поисках сущности понятия «дракон». Основываясь отчасти на устаревших данных, автор приходит к выводу, что «дракон» — психологическое олицетворение мира, окружающего человека, выражающееся через свет (зрение, видение) и растительное плодородие, через аромат и одурманивание.

Цигуан Чжао «Исследование драконов: Восток и Запад»
New York; Berlin; Bern; Frankfurt/M.; Paris; Wien; Lang, 1992

В. В. Напольских «Происхождение названия ‘медведя’ / ‘дракона’ в уральских языках»
Linguistica Uralica XXXIII (1) (1997), 27—31.

Я. В. Чеснов «Чудо святого Георгия, древние легенды и московский герб»
История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 25, июнь 1999, С. 10-12.

Т. В. Голосова «Символ дракона сквозь века и культуры» (+pdf)
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001
Доклад на конференции «Бог. Человек. Мир» 24 декабря 2000 года в секции «Религиоведение, философия, богословие» рассматривает мирового дракона и его трансформацию в европейском христианстве.

В. Я. Пропп «Змееборство Георгия в свете фольклора»
Фольклор. Литература. История. (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2002, с. 92-114

Д. Л. Бродянский Дракон, единорог, птица Кори и другие фантастические животные в мифологии и археологии Дальнего Востока
Вестник ДВО РАН, 2002, №1

В. Д. Кубарев «Змеи-рыбы-драконы в петроглифах Алтая» (+pdf)
Древности Алтая, 2002
В статье описываются редкие для наскальных изображений Алтая и Монголии образы змей, рыб и химерических змеев-драконов, датируемые эпохой ранней бронзы.

С. Кондыбай «Казахская мифология: Краткий словарь»
Алматы, издательство «Нурлы Алем», 2005
Среди прочих мифологических существ и явлений Кондыбай описывает Жылан баба хан — Змея/дракона (с. 122-127).

Фокин А. А. «Вопрос о MONSTRUM MAGNUM в мировой мифологии: постановка терминологической проблемы»
Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика. Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусства. 2006. Ч. 1. С. 129-133.

С. Г. Комагина «Трансформация архетипа змееборца в романе Н. Островского «Как закалялась сталь»
Вестник ТГПУ, 2006, выпуск 8 (59). Серия «Гуманитарные науки (филология)». С. 88-93.

Е. М. Болдырева «Образ дракона на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды»
Материалы конференции «Ломоносов-2007», секция «История»

В. В. Напольских «Кентавр ~ ганхдарва ~ дракон ~ медведь: к эволюции одного мифологического образа в Северной Евразии»
Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies 5 (1—2) (2008), 43—63.

С. Кондыбай «Мифология предказахов», книга 3
Алматы: «СаГа», 2008
Часть вторая книги посвящена змее и дракону, значению образа для познания истории предказахов. Рассматривается общая мифологическая традиция змеи-дракона и особенности казахской мифологии.

У. Н. Решетнёва «Образы фантастических существ в китайских пословицах и поговорках»
Электронное научное издание «Аналитика культурологии», выпуск 3 (15), 2009

О. Ю. Пильтенко «Противостояние дракона и драконоборца в мировой мифологической традиции и на материале романов Урсулы ле Гуин»
Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка № 3(190), 2010. С. 59-64

В.В. Андерсен «Магические способности дракона и рыси в античных и средневековых представлениях» (+pdf)
Зверь и человек в западноевропейских и американских литературах / XLI Международная филологическая конференция. Филологический факультет СПбГУ, 26-31 марта 2012 г.
Автор сопоставляет некоторые магические способности античного змея-дракона и его средневековых трактовок с таковыми у рыси, выделяя в качестве общего сверхъестественное зрение, нахождение подземного золота и драгоценный камень, добываемый из тела.

В.В. Андерсен «Драгоценный камень в голове дракона» (pdf)
«Новый Гермес», №5, 2012. С. 89-99.